Об идеальной веб-студии
августа 14, 2011 | Published in Уголок философа | 3 Comments
Сразу оговорюсь о том, что это мое видение того, какой должна быть идеальная веб студия, то ест студия в которой я бы хотел работать.
Из всех областей разработки ПО меня всегда интересовал больше веб, даже не знаю почему. По этому я описываю видение именно идеальной веб студии, но эго можно интерполировать на любую IT компанию.
Обстановка
В любом коллективе очень важна дружественная обстановка, она позволяет чувствовать себя именно в той тарелке, которая принадлежит вам. Дружественная обставновка обеспечивает концентрацию на главном — работе. Разлады в коллективе и ссоры не способствуют подьему боевого духа и усиленной работе мозговых клеток, но угнетают личность, делают ее нервной, агрессивной, отвлекают от работы и убивают всекое удовольствие от нее.
В Японии существует являние, которое я называю культом компании. Там человек считает свою компанию семьей, а руководство компании считает каждого сотрудника ребенком. В Японии также практикуется, так сказать, «пожизненная работа», не в том смысле, что до самой смерти, но в том, что люди там крайне редко переводятся на другую работу. Такая увлеченность, фанатизм и делают Японию одной из самых развитых экономик мира, а забота руководства компаний о людях сделало заработную плату одной из самых высоких в мире.
Очень примечательно то, что в руководстве компании принимают участие не только менеджеры, но и рядовые сотрудники, они имеют право возмущаться решением руководства, указывать на ошибки и делать предложения по улучшению процесса, все это не только раздерено, но и является похвальным действом, за которое награждают премией, иногда даже если совет не пришелся в пору, просто за внимание к жизни компании.
Компания — семья, это то, какой должна быть идеальная компания! Весь этот менеджмент пришедший с запада, в частности из США — это все синтетический, трьесортный заменитель того, что мы видим в Японии. Тимбилдинги с перетягиванием каната, шашлыком, организация острой конкуренции в коллективе, организация работы на износ за счет угроз сокращения и т.д. — все это западные практики, которые бесконечно далеки от Дзен.
Практически любой человек стремится к самореализации, к совершенствованию и развитию себя как человека и как профессионала в какой-то области. Опытные компании влаживают в развитие своих сотрудников огрумные средства и огромное количество времени. Суммы этих двух ресурсов кажутся неокупаемыми, однако окупаются с лихвой благодарностью сотрудников, качеством их работы и интересом к ней.
Сотрудники, компании которых тратят деньги на их развитие качественно значительно превосходят сотрудников компаний, которые не обращают на уровень их квалификации внимания и не спонсируют желание развиваться. Из одной книги мне стало известно о током интересном факте: Разница в производительности между отличным программистом и студентом закончившим какой-нибудь факультет с профилем «Программирование» составляет 28 раз, при этом такой большой разницы в зарплате этих двух програмистов нету. Проведя небольшой мониторинг я убедился в том, зарплата сеньйора превышает зарплату джуниора не более чем в 3-4 раза. Это не значит, что джуниорам необходимо урезать зарплату или вообще заставлять работать за хлеб, напротив, на джуниоров необходимо тратить больше денег, чем то практикуется в большинстве компаний. Пускай зарплата останется той самой, однако необходимо выделить в расписании сотрудников компании время на помощь и обучение джуниоров. Полученный в результате из джуниора синьйор никогда не бросит компанию в которой к нему так хорошо отнеслись и продолжают относится хорошо, даже если ему предложат более высокую зарплату.
Менеджеры vs Программисты
Каста менеджеров — это, как правило, каста хорошо одевающихся людей, читающих бизнес литературу и строящих всякие понятные одним лишь им планы. Честно признаться я питаю искренне глубокое отвращение к этой касте, я считаю их абсолютно бесполезными, их работу абсолютно глупой, а их образование абсолютно никчемным! Единственный тип менеджеров, которых я признаю — это тип менеджер — профессионал. Microsoft, Apple, Google — высокотехничные, очень мощные и богатые компании которые возглавлялись менеджерами — профессионалами! Менежеры этих компаний разбирались в том, чем эти компании занимаются, более того, они сами изначально выполняли работу программистов, системных архитекторов и т.д. Привлекать левых менеджеров, которые не знают в чем разница между HTML и Ruby, которые увидев на вебстранице HTML код немедленно закрывают ее в испуге от того, что ее сломали, не годятся для руководства. Менеджер обязательн должен быть гиком и кумиром для тех людей, которыми он руководит. Власть менеджера должна быть основана не на том, что он может уволить, лишить премии и т.д., а на его харизме, уважении к нему, его практическом опыте и знаниях.
Дизайнеры vs Верстальщики vs Программисты
Несколько раз наталкивался на такие рассуждения, причем, видимо людей совсем недалеких о том, что быть программистом — это круто, ведь здесь нужен мозг, а вот дизайнеры оны ведь просто рисуютт в фотошопах всякую фигню. Верстальщики — те вообще даже рисовать не умеют. Также попадалось мнение о том, что дизайнер — это творчесская профессия, а вот программисты сидят в подвалах и пишут какую-то страшно скучную ерунду.
Как человек, который увлекается всеми тремя направлениями: веб дизайном, программированием и версткой, могу сказать, что люди, которые пишут такой бред заслуживают харакири (именно харакири, а не сэпуку). Все три профессии очень важны и коллектив, который разделяется на враждующие между собой касты — уродливый коллектив.
Без отличного дизайна проект не выстрелит, без отличного кода проект не выстрелит, без отличной верстки и clien-side программирования, которым занимаются чаще всего верстальщики, проект также не выстрелит (мы гоорим о нынешнем времени, а не о 90-х). Нужно понимать что все три профессии очень важны и весьма сложны! В идеальной компании каждый должен попробовать себя и в роли программиста и в роли верстальщика и в роли дизайнера — это даст понятие о том, чем занимается другая каста, осознать сложность работы других членов компании и приобрести уважение к ним и их работы. Число с практической точки зрения это наладит контакт и понимание друг друга между всеми участниками разработки: дизайнер поням работу верстальщика научится создавать такие дизайны, которые легче верстать, программист поучившись у дизайнера и верстальщика сможет делать простенкое прототипы страниц, которые будут использваны до тех пор, пока дизайнер и верстальщик не закончат свою работу над реальным внешним видом и т.д.
Оплата труда
Оплата друда — очень серьезный вопрос, от которого многие испытывают боль ниже спины. Лично мое мнение сводится к тому, что зарплата — это не денежная оценка труда работника, а нечто значительно большее. Зарплата — это основное средство на которое человек и его семья живет. Забирая максимум себе-любимому и давая сотрудникам компании, так сказать, объедки со своего стола мы получаем низкую производительность и желание сотрудников уйти в другое место. Разумеется, деньги не являются основным мотивирующим фактором, однако их нехватка у сотрудника и переизбыток у менеджера является одним из основных демотивирующих факторов.
– Классная у вас, дизайнеров, работа – сиди себе, целый день картинки рассматривай…
Взято с:
- Суть работы не в том, как она кому-то видится со стороны, а в том, какой экономический эффект она приносит, одна кнопочка «добавить в корзину» которую дизайнер рисовал два дня и еще неделю экспериментировал с ее расположением может стоить не 9 дней работы дизайнера, а нескольких сотен тысяч долларов, например если это Shopify. Жалкая формочка для отправки клиентами сообщений администрации может стоить существованию компании, если программист не позаботился о е безопасности и хакер получил сведения о клиентах. Для кроссбраузерной верстки, казалось бы простых страниц может понадобится месяц и более, а эффект выражается в том, что за счет экономности и качественной сжатости картинок, лаконичного css и html компания экономит несколько серверов на отдаче всей этой статики.
Исходя из того факта, что менеджер не плантатор и не рабовладелей, а сотрудники для него как вторые дети, менеджер должен заботится не только о процветании компании и себя самого, но и о процветании сотрудников компании: их материальном, морально и интеллектуальном благополучии.
Время работы
Компания Google позволяет своим сотрудникам 30% рабочего времени тратить на разработку собственных проектов. Мне кажется, что это очень хорошая практика, ведь с одной стороны сотрудник не переутруждается, с другой совершенствует свои профессиональные навыки. Кроме того, компания может претендовать на долю проекта.
Очень плохо, когда из 8 рабочих часов хотят выжать 12, а иногда посягаются на личное время сотрудника. Домой человек приходит выжатый как лемон, без сил и какого-либо желания любимой супруги. Помимо усталости, такая методика высасывания жизненных сил стимулирует ссоры в семьях сотрудников компании, уменьшает производительность и т.д. Много где можно найти примеры и доказательства того, что такой подход не работает! Человек не должен перетруждаться, человек должен получать удовольствие от работы.
Корпоративный отдых
Взял менеджер да прочитал книгу о тимбилдинге и давай всех гнать в выходные на шашлык, и игру в футбол на природе! Вася хотел наведать в больнице бабушку, Петя встретить жену с поезда и помочь ей с чемоданами, а Женя немного приболел, но менеджер сказал, что это обязательное мероприятие и те, кто не явится лишатся весомой премии. В результате, все, кроме менеджера, приехали недовольными, Паша сломал ногу играя в футбол, Женя еще больше занемог, а Иван в состоянии легкого алкогольного опьянения пошло заигрывал к Елене, теперь она не будет делать ему ксерокопий, и, возможно, расскажет все его жене с которой они дружат. Счастливым остался лишь менеджер, ведь тимбилдинг удался — коллектив расслабился, стал дружнее и трудолюбивее.
Я считаю, что корпоративный отдых действительно сближает людей, однако он должен проходить в то время, когда людям удобно, там, где людям удобно и не должен носить обязательный характер. Никто не откажется поехать на неделю на море с любимым колективом, за счет компании, но знаете, не все любят шашлыки, футбол и пиво.
Клиентура
Очень большое счастье для компании — богатый, щедрый клиент, но это редкость. Чаще всего клиенты бывают либо просто нормальные, адекватные, либо ужасные. Мое мнение — ужасных клиентов необходимо отправлять далеко и на долго! Ужасные клиенты вмешиваются в процесс, считаю, что если вы выполняете их проект, то вы находитесь под ними и они могут вести себя как угодно по отношению к вам. Не стоит жертвовать здоровьем, следует проводить собеседования, выявлять дегенератов и отправлять их в другую студию, которая готова работать хоть на сатану, кстати, о таких отношениях можно заключить договор с той — другой студией и они вам будут еще и некоторый % от своего заработка на приведенном клиенте платить. Также следует составлять договор, в котором оговаривается: что вы должны сделать, в какой период, как происходит оплата за доделки, как клиент может влиять на процесс. В примитиве все должно выглядеть так:
1. Мы делаем то-то и то-то в рамках брифа и спецификации.
2. Клиент не вмешивается в процесс, если клиент советует, значит знает лучше, если знает лучше — делает сам.
3. Клиент может не принять дизайн, в таком случае делается новый, который также оплачивается.
4. Мы оказываем исправление всех неисправностей выявленных в течении месяца.
5. Новый функционал не обозначенный в брифе и спецификации оплачивается отдельно, по отдельному договору.
августа 15, 2011 at 10:25 (#)
Вы как-то очень специфично охарактеризовали «менеджеров». Менеджеры по сути это управляющее звено, это не обязательно то, что вы описали. В команде разработчиков — глава отдела это менеджер. Но вы же не будете его упрекать в незнании специфики(по крайней мере если речь идёт о действительно главе разработки). А то что вы описали, судя по всему лишь пустое звено в структуре компании, так как чётких обязанностей даже не просматривается.
августа 15, 2011 at 13:41 (#)
Я же написал, что не все менеджеры — зло, а только те, что совсем не ориентируются в работе разработчиков. Правильный менеджер должен был начинать свою карьеру с должности программиста, после чего, становится менеджером благодаря лишь тому, что в коллективе заслужил уважение и проявил организаторские способности.
августа 17, 2011 at 15:54 (#)
На словах то всё красиво… Но на деле у подобной идеальной веб-студии практически нет шансов на существование в России.
Налоги и демпингующие конкуренты не оставят руководству такой студии даже з/п на уровне МРОТ, либо заставят влезать в долги… Есть, конечно, вариант заниматься только переоцененными миллионными заказами по всяким гос.тендерам… Только никто их не даст начинающей веб-студии без 90% отката.
P.S. Много орфографических ошибок в тексте статьи… исправьте, пожалуйста.